ТЕРРИТОРИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

СЮЖЕТ 1

Инициативное озеленение — это и способ освоения пространства, и возможность проявить участие и ответственность за среду, в которой живешь. Это способ изменения жизни. Такая деятельность объединяет различные группы людей, способствует взаимопониманию жителей и усилению их социальной ответственности.

#цитаты

Mobirise

Ольга Карпова (Москва),
руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка)

Мне кажется, это очень важно — начинать разговор про городское садоводство, огородничество, про все то, что мы сейчас называем «зеленой темой». Мечта о жизни в гармонии с природой преследует человечество последние несколько столетий, проявляясь в самых разных формах: от модного увлечения аристократии «пейзанской жизнью», любительских наблюдений за природой (за растениями, птицами и животными) и краеведческого движения до анархистских представлений о «свободном труде и жизни самоорганизующихся общин» на лоне природы.

Концепция города-сада снова, вдруг через сто лет оказывается чрезвычайно популярной. Зеленая тема в городской повестке становится все более влиятельной и заметной, трансформируясь из чисто экологической в более широкую социокультурную и урбанистическую. Парки, скверы и зеленые уголки в городском пространстве важны нам для того, чтобы чувствовать определенное качество жизни. В то же время довольно быстро эта тема трансформируется и перемещается в более широкие контексты соучаствующего проектирования, «права на город», права горожан делать свою жизнь более насыщенной, комфортной, благополучной и соответствующей новым представлениям о том, как она должна быть устроена.


Mobirise

Инна Прилежаева (Москва), исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры, организатор движения городских садоводов «Даешь клумбу!»

20 лет деятельности АМК так или иначе были связаны с вопросом о том, что может стать ресурсом развития сообщества, территории, где и как искать эффективные механизмы. И за это время у нас возник ряд крупных сетевых проектов, которые поднимали новые темы, новую повестку.

Тема садоводческих и огороднических практик была нами апробирована в небольшой деревне Звизжи Калужской области, расположенной на реке Угра, недалеко от знаменитого арт-парка Никола-Ленивец. Возрождение школьного огорода стало здесь коллективной практикой создания нового пейзажа деревни. В рамках большого арт-фестиваля мы открыли салат-бар с местной продукцией и показали Звизжи как место культурного производства, место, где возникают новые овощные культуры, а жители заинтересованы в том, чтобы показать, что они умеют делать. Это стало вдохновляющим опытом для жителей, запустившим понимание новых перспектив.

Mobirise

Два года назад возник вопрос, а как мы чувствуем себя в мегаполисе и на что может влиять житель большого города, как он может менять культуру своего двора, что можно делать и в чем участвовать? Так возник проект «Цветочная история Москвы», который поднял вопрос о новом городском субъекте — городском садоводе. Кто он и какова его роль, и каким образом могут объединяться городские садоводы, чтобы делать нашу жизнь лучше?


Mobirise

Екатерина Гандрабура (Владикавказ), социокультурный проектировщик, автор идеи проекта «Цветочная история Москвы», член Совета партнерства Ассоциации менеджеров культуры

Мы начали небольшое исследование о том, что же происходило на разных улицах, в разных районах города. Так появилась идея проекта «Цветочная история Москвы», где мы, с одной стороны, исследовали культурно-исторический контекст и традиции, а с другой — то, что нам диктует законодательство в этой области, что мы можем и не можем делать во дворах, в общественных придворовых зонах, которыми располагаем в мегаполисе. Обнаружилось довольно много интересных фактов.

Мы познакомились с симпатичными людьми, которые высаживают у себя во дворах цветы, растения, делают это последовательно, объединяют вокруг себя соседей и умеют разговаривать с товариществами собственников жилья, с дворниками и управляющими компаниями о том, что будет у них расти и что для этого нужно сделать. Мне кажется, наша стратегия как посредника была очень верна. В то же время многие участники нашего проекта начали делиться своим опытом о том, как же именно нужно работать с пространством. Очень важной была образовательная часть, которая происходила в музеях и была связана с ландшафтной архитектурой и практическими советами по почвоведению и разработке проектов собственных дворов.


Mobirise

Виталий Куренной (Москва), культуролог, директор Института исследований культуры НИУ ВШЭ

Мы наблюдаем активный разворот культуры к природе, и он представляется мне чрезвычайно важным и интересным. То, что мы считаем и называем природой, все активнее будет переосмысляться как часть культуры. Это новая и увлекательная исследовательская задача, когда нечто, что мы считаем естественной данностью — ландшафты, животный и растительный мир, — приобретает культурно-историческое измерение. В таком случае мы начинаем видеть, насколько глубоко то, что мы называем природой, интегрировано с историей человечества.

Огород и огородничество — это, без преувеличения, цивилизационная специфика нашей страны, важнейший элемент того, что С. Г. Кордонский называет «распределенный образ жизни». Также важно, что это феномен городской культуры. Функции огорода и практики, связанные с огородничеством, садоводством и цветоводством, чрезвычайно разнообразны. Ошибочно видеть в этом экономическое измерение, хотя в таком качестве они также могут выступать. Огород — это то, что придает смысл человеческой жизни. В особенности это очень важно для старших поколений. Огородничество — это то, что позволяет людям осмысленно наполнять время своей жизни.

Полезное чтение:

Моляренко О. А. Распределенный образ жизни и контрурбанизационные процессы как факторы развития сельских и городских поселений: https://www.hse.ru/data/2014/08/04/1314335643/Моляренко.pdf


Виталий Куренной: «Распределенный образ жизни — это не про экономику, а про смысл жизни»: https://covid19.fom.ru/post/vitalij-kurennoj-raspredelennyj-obraz-zhizni-eto-ne-pro-ekonomiku-a-pro-smysl-zhizni 


Mobirise

Ольга Синицына (Москва),
искусствовед, куратор, член Совета партнерства Ассоциации менеджеров культуры, национальный представитель секции Международного комитета образования и культурной деятельности ИКОМ

Дискуссия о месте человека на планете довольно давно ставит под вопрос результаты человеческого научно-технического прогресса. Является ли прогресс действительно позитивным вектором изменений или он ведет нас к катастрофе? Это непосредственно связано с понятием устойчивого развития или устойчивого будущего. Пока еще в России оно воспринимается преимущественно как устойчивое экономическое развитие. Однако устойчивое развитие человеческой цивилизации, а именно ее сохранение и обеспечение того, что в ближайшие 10-20 лет нашим детям еще что-то останется, абсолютно точно имеет отношение к музеям.

Конференция ИКОМ выработала документ — повестку и цели устойчивого развития для музеев мира, выделив пять понятий/ценностей: планета, люди, благополучие, мир и партнерство. При этом, планета, люди и благополучие — это главные цели, а мир и партнерство — условия их достижения. Как бы высоко и как бы абстрактно ни звучали эти вещи, мне кажется, необходимо иметь их в виду.

Mobirise

Полезное чтение:

Цели устойчивого развития ООН: https://www.un.org/ru/sections/what-we-do/promote-sustainable-development/index.html

Шола Томислав С. Мнемософия. Эссе о науке публичной памяти / ИКОМ России; ГМЗ «Ростовский кремль». — Ростов Великий, 2017: http://lp.rostmuseum.ru/mnemosofia 


Mobirise

Хилари Дженнингс/Hilary Jennings (Лондон), директор проекта «Счастливый музей» (Happy Museum Project)

Счастливый музей как проект начался в 2011 году, и с тех пор мы поддерживали музейные практики, которые ориентируются на человеческое благополучие. Мы себя воспринимали, как некого троянского коня. Мы приходили в музей и постепенно революционизировали практики общения с посетителями, с локальными сообществами, делая музей более открытым и гостеприимным. Мы пытались понять, как можно в стремление к благополучию вписать потребность социальных изменений.

#инсайты 

Принципы, которые выдержали проверку временем.

Первый принцип — создать условия для благополучия.
Речь здесь идет о качестве нашей жизни, качестве наших отношений друг с другом, с нашей окружающей средой. Все проекты, которые мы предлагали музеям, делали упор на благополучие людей. Мы связывали их с исследовательскими практиками, тестировали, смотрели, как достигается это благополучие через возможность выстроить связи, проявить активную жизненную позицию и креативность.

Второй принцип — измерять то, что важно.
Иногда музеи зацикливаются на том, чтобы просто увеличивать количество посетителей. Мы же разработали матрицу, которая позволяет глубже оценить то, какое влияние музей оказывает на свое окружение, на обучение, на отношения с окружающей средой.

Третий принцип — быть активным гражданином.
Мы стали выходить за пределы музея, ломая преграды, которые существуют между горожанами и музеями. Если мы воспринимаем себя как граждан, а не как потребителей, мы скорее будем участвовать в каких-то проектах и добровольческих инициативах. Когда ты понимаешь, что важен, что ты что-то можешь изменить, это способствует росту благополучия, удовлетворенности человека.

Четвертый принцип — быть открытыми.
Музей — это учреждение, которому доверяют, куда люди готовы прийти, где они чувствуют себя в безопасности. Это особенно важно в наши тяжелые времена.

Пятый принцип — быть проводниками во время перемен.
Музеи помогают нам понимать и исследовать происходящие изменения. Как меняется производство и потребление энергии? Как изменяются способы передвижения? Без работы с изменениями музеи превращаются в устаревшие институты. Будущее — это не место, куда мы идем, это место, которое мы создаем. Мы не ищем новых путей, мы создаем их сами. Эта деятельность по созданию путей меняет то место, куда мы придем.

Mobirise

The Garden Museum, ‘Flowers for Love and Money’, 2013

В программе «Счастливый музей» мы считаем, что у музеев есть уникальная возможность и потенциал для создания этих новых путей, путей к будущему, где мы будем меньше потреблять, где мы будем находиться в более естественных отношениях с окружающей нас средой. Сейчас время, когда музеи — это не только инклюзивные, но и партисипаторные учреждения, где граждане становятся создателями своих личных пространств и общественных пространств будущего.

Контакты

  • amcult.ru
  • pr.amcult@gmail.com 

Mobirise web page builder - Get now